Двенадцать братьев (Индийская народная сказка)

Жил старый байга с женой. У них было двенадцать сыновей и одна дочь. Всех они поженили, только самому младшему сыну да дочке судьбу не устроили. Как скончались родители, стало детям нелегко добывать себе пропитание. Они жили охотой — били оленей и кабанов да еще копали лесные коренья. Жилось им голодно, и решили они наконец, что надо им отправиться в лес и расчистить там себе поле.

Каждый день они шли лес рубить, а младший брат в полдень носил им поесть. Приправу он клал в глиняный горшок, рис — в корзинку, а воду наливал в кувшин из листьев и все это нес в двух сетках на коромысле. По дороге он всегда бросал на землю немного рису и приправы — если, случаем, братья начнут его утеснять, так выросли бы у него там дворец и войско’. Откуда было знать братьям, что он их едой разбрасывается?

Но однажды старший брат спрятался в корзине для зерна2 и увидел, какую гору еды сготовила сестра. Пошел он вслед за младшим и видит, что тот бросает на землю рис и приправу. Забежал он вперед другой дорогой. Приходит на вырубку младший брат, а старший уже там — работает со всеми вместе и братьям успел рассказать, что увидел. Те обозлились и готовы были парнишку убить. Паренек зовет их:

— Идите есть, братья.

— Идем,— отвечают они и накинулись на него с топорами. Стукнули его, бросили в грязь и ушли, а на прощанье сказали:

— Руби теперь сам все одиннадцать полосок. Мы больше сюда не пойдем.

Долго лежал там паренек и плакал, и вот Махадео и Парвати — они играли в прятки в лесу — услыхали его плач. Парвати говорит:

— Слышишь, у кого-то тут горе. Пойдем посмотрим, в чем дело.

— Ну и привычка у женщин,— говорит Махадео.— Всегда им надо соваться в чужие дела.

И все-таки они подошли к пареньку, и он рассказал, что с ним случилось.

— Не плачь, хватит,— говорят они ему.— Положи в ряд все двенадцать топоров, возьми в руки первый и скажи: «О учитель Махадео и Парвати, помогите мне вырубить все наше поле».

Сказали так и ушли.

Младший брат положил топоры в ряд, как ему было велено, взял первый в руки и говорит:

— О учитель Махадео, помоги мне вырубить все наше поле.

Тотчас все топоры взлетели с земли, сами принялись рубить лес и рубили, пока не расчистили весь участок. Управились со всем еще засветло, а как солнце стало садиться, паренек засеял всю вырубку рисовой половой. Потом пошел домой. Утром разбудил братьев и говорит:

— Идите смотрите, готово поле или нет.

Они не хотели идти, да вспомнили про топоры. Пришли на вырубку, смотрят — рис уже побеги пустил. Тогда они поставили тринадцать вышек — кабанов и птиц отгонять3.

С того дня еду в поле носил старший брат. Ходил он с луком и стрелами. Раз встретились ему две старые птицы — сокол с женой. У них была красавица дочь и свинья Лару. Самка сокола говорит мужу:

— Этот парень убьет нашу свинью. Положим его спать с нашей дочкой — он про свинью и забудет.

Так она сказала, и сокол крикнул старшему брату:

— Эй, старичок! Заходи, погости у нас в доме.

Самка засмеялась и говорит:

— Какой он тебе старичок? Он — наш зять.

Старший брат пошел к ним, и они ради него зарезали курицу и устроили большой пир. Как пришла ночь, хозяин с хозяйкой легли у дверей, а гостя с дочкой положили у очага, где потеплей. Ночью хозяйка говорит мужу:

— Сделай что-нибудь с его стрелами.

Вот сокол и начал долбить его стрелы: долбил, пока не выклевал всю сердцевину. Наутро старший брат попрощался и ушел.

На другую ночь, когда старший брат сидел на своей вышке и сторожил поле, из лесу вышла дикая свинья и с шумом принялась вскапывать рис. Старший брат выстрелил, да стрела-то у него стала хрупкой, потому что сердцевины в ней не было,— она и сломалась. А свинья рассвирепела, бросилась к вышке, свалила ее и убила старшего брата.

Такая судьба постигла одиннадцать братьев. Каждый поспал с дочкой сокола, и у каждого стрелы оказались испорчены. Наконец остался один младший брат. Да еще было одиннадцать жен.

— Что нам делать? — они спрашивают.— Теперь мы все будем твоими женами.

Младшему брату это пришлось по душе, и он велел первые четыре дня готовить старшей жене.

Сам он пошел на север, где жили двенадцать братьев лохасуров, тринадцать братьев тамесуров и четырнадцать братьев агьясуров4. Он им поклонился и рассказал о своем деле.

— Сделайте мне,— говорит,— такой могучий лук, чтобы меньше чем двенадцать мужчин его поднять не могли, и к нему разные стрелы.

Они принялись за работу и сделали ему огромный лук и восемь огромных стрел. Они сделали Агинбан — огненную стрелу, и стрелу Курпабан, острую, словно коса, и стрелу Бислабан — ядовитую, и Чаккарбан — стрелу-вихрь, и Бутчибан — тупую стрелу, и стрелу Баккарбан — всё сметающую, и стрелу Бинднабан — пробивающую дыры в стене, и стрелу Билопинбан — разрушительницу.

Потом он пошел к мастеру золотых дел и заказал ему одежду из золота. Все эти вещи он спрятал.

На пути домой его встретил старый сокол и позвал переночевать у себя. Было поздно, младший брат сильно устал — вот он и согласился остаться. Ночь он проспал, как и братья, с хозяйской дочкой в тепле у очага. Начал сокол стрелы долбить, да они были такие крепкие, что он полклюва себе обломал. Не вытерпел сокол боли и позвал жену, чтобы она его утешала.

Поутру младший брат встал и пошел на свое поле. Видит, вышки поломаны, а на земле кости братьев разбросаны. Он спрятался за колючим кустом и стал ждать свинью. Сперва пришел олень и спел ему:

Маленький братец, если тебе надо кого-то убить,
убей меня.
Только не бей, пока я пью.

Потом пришел лающий олень и сказал то же самое; потом — павлин со своей самкой и другие разные птицы; даже муравьи приходили и пели ему эту песню.

Наконец пришла с громом и треском свинья. Младший брат стал звать по именам свои стрелы, и отозвалась Бутчибан: «Пусти меня». Она ударила с такой силой, что свинье почудилось, будто на нее весь мир обрушился.

Младший брат взял покрывало, семь раз сложил и собрал на него кости братьев. Накрыл он их сверху другим покрывалом и велел костям срастись и мертвым встать. Поднялись они, взяли тушу свиньи и домой понесли. Там они ее порубили, мясо сложили в один дом, сало — в другой, а кости — в третий. Был тут и старый сокол с дочкой —все мяса просил хоть немножко. Дали они ему малость и пошли в лес за кореньями. А дочка сокола осталась. Как уходили, они ей сказали:

— Мяса ешь сколько хочешь, только не ходи в дом, где сало.

Начала она жарить мясо и видит — нужно ей сала. Вот и пошла туда и взяла. Поставила его на огонь, оно растеклось и огонь загасило. Испугалась она. «Где бы мне огня взять?» — думает. Все обыскала, а огня не нашла.

Наконец подошла к хлопковому дереву, такому высокому, что оно доставало почти до самого неба. До неба ему всего одного локтя не хватало. Она и кричит:

— Если правду говорят, что ты доброе хлопковое дерево, нагнись ко мне.

Дерево нагнулось, она села на верхнюю ветку, и дерево подняло ее под самое небо. Оттуда она стала смотреть по всему миру, где бы огонь раздобыть. Видит, далеко над лесом дымок поднимается — это ракшас себе обед готовил. Говорит она дереву:

— Если ты и вправду доброе хлопковое дерево, нагнись и спусти меня на землю.

Дерево ее спустило, и она со всех ног побежала к дому ракшаса. Видит, сидят вместе с ним его дочка, жена и невестка. Подкралась девушка сзади, да невестка ее тень углядела. Стали ее ловить и поймали.

— Я пришла за огнем,— говорит она. Старуха ей отвечает:

— Тебе нельзя брать огонь моего мужа, или мой, или моей дочки. А вот огонь нашей невестки ты можешь взять. Бери его на палку и неси домой.

И еще дала она ей горстку зерна.

— Как пойдешь, бросай его на дорогу,— говорит.— Тогда огонь от тебя не уйдет.

Пришла она домой и стала готовить. Вечером все двенадцать братьев и их одиннадцать жен вернулись из лесу. На головах они принесли полные корзины кореньев. Всю ночь они пропировали, а утром опять ушли. Той порой начался дождь, и по всей тропке, где девушка шла, зерна проросли. Так невестка ракшаса смогла ее выследить. Пришла она к ним в дом и заколдовала девушку — в муху ее обратила. Сама стала стряпать, а муха-девушка села на стенку.

Вечером братья вернулись домой, и только младший из них догадался, что приключилось. Невестка ракшаса их позвала:

— Идите есть.

Поели они, она говорит:

— Я хочу выйти замуж за старшего брата.

Вот он и сделал ее своей второй женой. Пожила она с ним сколько-то времени, а потом говорит, что ей надо пойти родителей навестить. Пошли они вместе с мужем. Как пришли к пей домой, ракшас его съел. Так она выходила замуж за всех братьев по очереди, а ракшас их ел. Вот и остался в живых опять один младший брат. Приходит она за ним, а он сидит на коне, держит лук и стрелу наготове. Как увидел конь невестку ракшаса, бросился на нее и начал топтать. Помял он ей копытами плечи. Потом они все вместе пошли к дому ракшаса. Стали проходить мимо озера, девушка говорит младшему брату, чтобы он умылся. А вода в том озере была нехорошая — от нее люди слепли. Конь и шепнул ему, что умываться не надо. Он отказался. Стала она предлагать съесть чего-нибудь и водой запить, а он опять отказался. Стали подходить они к дому, она как закричит:

— Эй, я поймала большого козла, только мне его не удержать, он убегает.

Услыхали домашние ракшаса и выбежали ловить парня. Л он пустил в них стрелу Курпабан и всех их убил, всех, кроме девушки — ее он обратил в муху. Спрятал он муху на дереве и лег у озера отдохнуть. Во сне увидел он стрелу Бутчибан.

— Берегись,— она ему говорит,— еще один ракшас остался.

Он встрепенулся, положил рядом с собой стрелу Бинднабан. Невестка ракшаса подкралась, чтобы напасть на него, а он пустил в нее стрелу Бинднабан, да так сильно, что у нее кровь ручьем полилась. Только больше стрел у него не осталось. Она схватила его, повалила на землю, и кровь ее ему прямо в рот льется. Тут он своим волшебством обернулся стрелой Билопинбан и через женские части прошел ей прямо в живот. Там он начал расти и все рос, пока ее в клочья не разорвал. Собрал он свои стрелы, отыскал кости братьев и еще раз вернул им жизнь.

Еще осталась в живых младшая сестра того ракшаса. Она была девушка славная, и младший брат надумал на ней жениться. На пути к дому он заметил дочку сокола — она мухой сидела на дереве. Он превратил ее снова в женщину-птицу. Когда пришли домой, он женился на молоденькой сестре ракшаса. Да только вскоре, когда все двенадцать братьев ушли на охоту, а жен дома оставили, одиннадцать жен —они ведь с давних пор сохли по младшему брату — убили его жену и закопали ее.

На охоте старшим одиннадцати братьям удалось добыть одного оленя на всех, а младший брат один убил одиннадцать таких оленей. Разозлились они и испугались, побили младшего брата и прогнали его прочь.

Пошел он в царство к гондскому радже, и дочка раджи влюбилась в него. Ни есть ни пить она не хотела, пока раджа не согласился выдать ее за него. Еще до свадьбы они спали вместе, и любовь их стала от этого только сильней. Младший брат повел новобрачную на то место, где он разбрасывал рис и приправу, а там вырос богатый дворец и при нем войско. Увидел он и своих братьев — они совсем в бедность впали, дрова да лесные коренья на продажу носили. Он их позвал, купил у них того да сего, а заплатил чуть побольше, чем они спрашивали. Они его не узнали. Стал он их расспрашивать, и они перепугались — думали, он их хочет убить. Под конец он послал за пастухом, велел ему принести теплой воды и самых лучших одежд. Тут он им открылся, и они плакали вместе от радости. Так и оставил их младший брат у себя во дворце.