Муса-пехамбар идет к богу

Од­нажды по­шел Му­са-пе­хам­бар в Клим-Ал­ла. До­рога его, как обыч­но, ле­жала че­рез лес. В ле­су бил род­ник. Му­са всег­да ос­та­нав­ли­вал­ся у род­ни­ка, умы­вал­ся, за­кусы­вал, от­ды­хал, а за­тем про­дол­жал путь.

При­шел он к ро­дин­ку и на этот раз, умыл­ся, за­кусил, при­лег от­дохнуть в сто­рон­ке, так, что­бы ник­то его не за­метил.

Вдруг ви­дит ― к род­ни­ку под­ска­кал всад­ник. Он со­шел с ко­ня, снял тя­желый хур­джин и по­весил его на де­рево. По­том умыл­ся, по­ел, на­пил­ся, не­дол­го по­сидел, вско­чил, вдел но­гу в стре­мя и, за­быв про хур­джин, у­ехал. Толь­ко он у­ехал, к род­ни­ку по­дошел дру­гой пут­ник. Этот то­же умыл­ся, по­ел, при­сел, за­метил хур­джин на де­реве. Снял он хур­джин, заг­ля­нул, а там пол­но зо­лота. Ог­ля­нул­ся он по сто­ронам ― ни­кого. За­кинул пут­ник хур­джин за спи­ну и ушел в лес.

При­шел к род­ни­ку еще один пут­ник. Умыл­ся, ру­ки вы­тер, сел по­есть. Тут вдруг всад­ник вер­нулся, по­ис­кал свой хур­джин, но не на­шел.

— Са­лам! ― поз­до­ровал­ся он.

— Алей­кум-са­лам!

— А где хур­джин, что ви­сел на этом де­реве?

— Я не ви­дел.

— Как это не ви­дел? Не ус­пел я уй­ти, как ты здесь по­явил­ся. Го­вори, ку­да ты мой хур­джин спря­тал?

— Кля­нусь этой зем­лей и этим не­бом, я ни­чего не знаю.

— Луч­ше не кля­нись! Даю сло­во, что все зо­лото, что есть в хур­джи­не, я раз­де­лю на две рав­ные час­ти, толь­ко вер­ни мне его.

— Бог сви­детель, я ни­чего не знаю про твой хур­джин. Ес­ли бы я на­шел этот хур­джин, за­чем бы я тут си­дел? Взял бы да ушел.

Не по­верил ему всад­ник, вы­тащил саб­лю и снес бед­ня­ге го­лову. По­том у­ехал. Уви­дел все это Му­са, по­разил­ся:

— Как же так? Где же спра­вед­ли­вость? Ви­нов­ник ос­тался без­на­казан­ным, а не­вин­ный по­гиб?

При­шел Му­са к бо­гу, спро­сил его:

— Те­бе, ко­неч­но, все из­вес­тно, но по­чему все так нес­пра­вед­ли­во?

— Не так уж нес­пра­вед­ли­во, как ты ду­ма­ешь. То зо­лото, ко­торое унес пут­ник, при­над­ле­жало не всад­ни­ку, а ему. Ког­да-то дав­но род­ня это­го всад­ни­ка ог­ра­била дом это­го пут­ни­ка. Зна­чит, по пра­ву зо­лото при­над­ле­жало ему и вер­ну­лось хо­зя­ину. А вто­рой пут­ник, ко­торо­го уби­ли, по­лучил по зас­лу­гам. Ра­но или поз­дно это дол­жно бы­ло слу­чить­ся. Они не зна­ли друг дру­га и не зна­ли, что их род­ные бы­ли кров­ны­ми вра­гами, но я-то знаю. Мне все из­вес­тно. Пред­ки по­гиб­ше­го уби­ли пред­ка всад­ни­ка. Один отом­стил за се­бя, дру­гой унес свое доб­ро. Так что у род­ни­ка всад­ник со­вер­шил не зло­дей­ство, а вос­ста­новил спра­вед­ли­вость.