Брахман и оборотень

Жил не­ког­да на све­те брах­ман. Он был так бе­ден, что да­же же­нить­ся не мог. И на­думал он пой­ти по бо­гатым до­мам про­сить по­да­яние, что­бы соб­рать де­нег на свадь­бу и на по­дар­ки ро­дите­лям не­вес­ты.

Дол­го хо­дил брах­ман с про­тяну­той ру­кой, по­ка не соб­рал сколь­ко нуж­но. В наз­на­чен­ное вре­мя он спра­вил свадь­бу и при­вел в дом же­ну.

Прош­ло не­кото­рое вре­мя, брах­ман и го­ворит сво­ей ма­тери:

— До­рогая ма­туш­ка, ты и са­ма ви­дишь, что мне труд­но со­дер­жать те­бя и же­ну. Поз­воль мне по­ехать в даль­ние стра­ны на за­работ­ки. На­зад ме­ня жди­те не ско­ро, а по­ка вот те­бе все, что ос­та­лось у ме­ня от свадь­бы. Хо­зяй­ство ве­ди эко­ном­но и бе­реги мою же­ну.

Мать бла­гос­ло­вила сы­на, и он от­пра­вил­ся в путь-до­рогу.

Нас­ту­пил ве­чер, и вдруг у них в до­ме по­явил­ся обо­ротень, при­няв­ший об­лик брах­ма­на. Мо­лодая же­на удив­ленно пос­мотре­ла на не­го и спро­сила:

— Что слу­чилось? По­чему ты так ско­ро вер­нулся? Ведь ты ска­зал, что у­едешь на­дол­го.

— Се­год­ня неб­ла­гоп­ри­ят­ный день для отъ­ез­да, — от­ве­тил обо­ротень, — вот я и на­думал вер­нуть­ся. К то­му же я раз­до­был нем­но­го де­нег.

Да­же род­ная мать не за­мети­ла об­ма­на. Она бы­ла уве­рена, что это ее род­ной сын. И за­жил в до­ме мни­мый брах­ман, вы­давая се­бя за сы­на ста­рой жен­щи­ны и му­жа мо­лодой. Со­седи и зна­комые ни­чуть это­му не уди­вились, по­тому что обо­ротень и нас­то­ящий брах­ман бы­ли по­хожи друг на дру­га, как две го­роши­ны.

Прош­ло нес­коль­ко лет. Вер­нулся брах­ман до­мой и ви­дит: в его до­ме жи­вет дру­гой че­ловек, точь-в-точь по­хожий на не­го са­мого.

— Ты кто та­кой? — спро­сил его обо­ротень. — И что те­бе нуж­но в мо­ем до­ме?

— Кто я? — от­ве­чал брах­ман. — Луч­ше от­веть, кто ты. Я вер­нулся в свой дом, а это мои мать и же­на.

— Что за че­пуха! — ска­зал обо­ротень. — Каж­дый зна­ет, что это мой дом, мои мать и же­на. И жи­ву я здесь уже мно­го лет. А ты ут­вер­жда­ешь, что при­шел к се­бе до­мой! Не по­мути­лось ли у те­бя в го­лове, брах­ман?

И обо­ротень выг­нал нас­то­яще­го хо­зя­ина из до­му. Что де­лать? По­шел брах­ман к ца­рю и рас­ска­зал, что с ним прик­лю­чилось.

Царь выс­лу­шал сна­чала его, по­том его двой­ни­ка и рас­те­рял­ся. Брах­ман хо­дит к ца­рю каж­дый день, про­сит вер­нуть ему дом, мать и же­ну, а царь не зна­ет, что де­лать, и все вре­мя от­кла­дыва­ет ре­шение на зав­тра.

Дол­го хо­дил брах­ман к ца­рю и каж­дый раз воз­вра­щал­ся в сле­зах, бил се­бя ла­донью по лбу и при­гова­ривал:

— Ну что это за жизнь? Ка­кой-то не­годяй зав­ла­дел мо­им до­мом и же­ной, а ме­ня выг­нал как со­баку. И царь, ну что это за царь, ко­торый не мо­жет ре­шить мое де­ло?

Дом брах­ма­на на­ходил­ся на ок­ра­ине го­рода, а нев­да­леке пас­лись ста­да ко­ров. Там обыч­но со­бира­лись под боль­шим де­ревом пас­ту­хи и иг­ра­ли в ца­ря и его приб­ли­жен­ных. Од­но­го пас­ту­ха из­бра­ли ца­рем, дру­гого — глав­ным со­вет­ни­ком, треть­его — кот­ва­лом, ос­таль­ных — страж­ни­ками. И вот уже нес­коль­ко дней под­ряд они за­меча­ли, как брах­ман воз­вра­щал­ся до­мой весь в сле­зах.

Пас­ту­ший «царь» спро­сил сво­его «со­вет­ни­ка», в чем де­ло, по­чему брах­ман пла­чет. «Со­вет­ник» не смог от­ве­тить на этот воп­рос, и пас­ту­ший «царь» пос­лал сво­их «страж­ни­ков», что­бы они при­вели к не­му брах­ма­на.

По­дош­ли «страж­ни­ки» к брах­ма­ну и го­ворят:

— Те­бя зо­вет царь!

— За­чем? — уди­вил­ся брах­ман. — Я толь­ко что был у не­го, и он сно­ва ве­лел при­ходить зав­тра. За­чем я ему опять по­надо­бил­ся?

— Да это наш пас­ту­ший «царь» хо­чет те­бя ви­деть, — от­ве­чали «страж­ни­ки».

— Пас­ту­ший «царь»? — уди­вил­ся брах­ман.

— Пой­дем с на­ми, сам уви­дишь.

При­вели «страж­ни­ки» брах­ма­на к сво­ему «ца­рю», а тот и спра­шива­ет:

— Что это ты, брах­ман, каж­дый день пла­чешь? И брах­ман по­ведал ему свою ис­то­рию.

— По­нят­но, — ска­зал пас­ту­ший «царь». — Я мо­гу вер­нуть те­бе твои пра­ва. Толь­ко схо­ди к ца­рю и поп­ро­си его со­из­во­ления, что­бы я за­нял­ся тво­им де­лом.

По­шел брах­ман к ца­рю и поп­ро­сил раз­ре­шения об­ра­тить­ся со сво­им де­лом к пас­тушь­ему «ца­рю».

А царь рад-ра­деше­нек: очень ему все это на­до­ело.

На сле­ду­ющее ут­ро наз­на­чили пас­ту­ший суд. «Царь», ко­торый уже смек­нул что к че­му, при­нес с со­бой кув­шин с уз­ким гор­лышком, пос­та­вил его ря­дом с со­бой и при­гото­вил­ся слу­шать.

Сна­чала дер­жал речь брах­ман, по­том — обо­ротень. Выс­ту­пали и «сви­дете­ли» — все бы­ло, как в нас­то­ящем су­де.

Пас­ту­ший «царь» вни­матель­но всех выс­лу­шал и ска­зал:

— Ну что ж, де­ло яс­ное. Вот вам мое ре­шение: ви­дите этот кув­шин? Кто из вас су­ме­ет влезть в не­го, тот и есть нас­то­ящий хо­зя­ин до­ма. На­чинай­те!

— Что за че­пуха? — рас­сердил­ся брах­ман. — Ты — пас­тух, и ум у те­бя пас­ту­ший, как я пог­ля­жу! Раз­ве мо­жет че­ловек за­лезть в кув­шин?

— Ес­ли ты это­го сде­лать не мо­жешь, зна­чит, не ты нас­то­ящий хо­зя­ин до­ма, — от­ве­чал пас­ту­ший «царь». — А что ты ска­жешь? — об­ра­тил­ся он к обо­рот­ню. — Ес­ли смо­жешь за­лезть в кув­шин, то дом, мать и же­на ста­нут тво­ими.

— Ко­неч­но, смо­гу! — от­ве­тил обо­ротень.

У всех на гла­зах он сде­лал­ся ма­лень­ким на­секо­мым и влез в кув­шин. Пас­ту­ший «царь» тут же зат­кнул гор­лышко проб­кой и об­ра­тил­ся ко всем, кто тут был, с та­кими сло­вами:

— Те­перь вам яс­но, кто нас­то­ящий хо­зя­ин? А ты, брах­ман, возь­ми этот кув­шин и брось его в мо­ре. Сам же иди до­мой и жи­ви там спо­кой­но.

Брах­ман сде­лал так, как ве­лел ему пас­ту­ший «царь», и с той по­ры за­жил счас­тли­во.