Великое деяние Рабби Йосефа делла Рейна

Иногда зла в мире становится слишком много, и тем, кто над этим задумывается, начинает казаться, что лучше бы нашего мира и не было вовсе.

Именно в такое время жил в древнем горном городе Цфате в Святой Земле книжник и знаток Тайной Мудрости Рабби Йосеф делла Рейна. Невыносимо было ему постоянно слышать о смертях и болезнях, войнах и погромах, голоде и несчастьях, тем более что, как говорят, довелось ему всё это повидать и даже изведать самому.

Если ты военачальник, и за твоей спиной горят щиты огромного войска, лесом вздымаются копья, готова сорваться в галоп лавина боевых коней с закованными в сталь всадниками, а в окрестностях лютует враг, убивает, насилует и жжёт огнём, неужели не поведёшь войско на помощь людям, неужели будешь стоять и смотреть?!

У знатоков Тайной Мудрости силы больше, гораздо больше: Небо и Землю могут они сотрясти своими словами, легионы ангелов слушают их приказы… И они молчат. Их народ рвут на части, мир полон горя, а они заперлись в своих комнатушках с грудами книг и молчат!

И вот однажды понял Йосеф, что не может он больше терпеть зла в мире, что должен он его уничтожить и принести людям желанное для всех, долгожданное Спасение.

Собрал Йосеф пятерых самых близких своих учеников, которые были ему как сыновья, и объявил о своём решении.

— Дело это очень опасное, — сказал Йосеф. — Если узнают о моём деле евреи – многие захотят помешать, ибо верят, что нельзя приближать срок Спасения. А узнают не евреи — казнят как колдуна и смутьяна. Да и это бы ничего, но большая часть моей дороги будет лежать не в этом мире, а в том, где огнеглазые ангелы берегут врата и страшные демоны нападают на путников. Там жизнь человека не стоит и самой мелкой монетки.

— Куда наш Рабби, туда и мы! — ответили ученики без тени сомнения, и стали собираться в путь.

Через безлюдные поля, по заросшим лесом холмам, мимо древних руин пришли они в пустынное место возле реки, и стали поститься день за днём, читая молитвы и по нескольку раз в день совершая омовения в реке, такой холодной, что казалось, будто вода уносит плоть с костей. А питались они только кусочком хлеба с солью, запивая речной водой.

Так прошли недели. И вот однажды, глухой ночью поднял Йосеф учеников, встали они в круг, взялись за руки, и стали произносить Великие Имена Господа, от звука которых весь мир начинает сотрясаться, будто продрог от страха.

И стали являться к ним один за другим ангельские князья, при виде которых самый великий человек сохраняет в себе не больше жизни, чем обрывок ветоши, чей взгляд лишает дыхания. Так, без дыхания, подобные обрывкам ветоши, лежали перед небесными гостями Йосеф и его ученики, не расцепляя рук только потому, что были не в силах разжать окоченевшие пальцы. Единственное, на что хватало духу у Йосефа, это тихо прошептать смиренную просьбу — возвратить ему хоть капельку силы и разумения и позволить говорить.

В первые мгновения только невыразимое презрение мешало ангелам отправить всех шестерых во мглу смерти. Потом они нехотя вспоминали о Законе, велящем выслушать выполнивших все правила и достойных ответа просителей, и лёгким прикосновением возвратили Йосефу способность дышать и даже говорить. Самое страшное происходило потом.

Услышав о том, какое желание заставило еврейского книжника рискнуть своей жизнью, небесные князья будто становились меньше, тускнел огонь их страшных очей — они не могли помочь, страх перед силами зла затуманивал их свет. Единственное, что они могли сделать — подсказать, как добраться до тех, кто выше их, чтобы задать тот же вопрос: как уничтожить зло в мире?

Так повторялось раз за разом, пока не предстали перед Йосефом и его учениками два высших ангела, Метатрон и Акатриэль. Нет ангелов выше их, ибо они стоят у самого Трона Господня.

— Мы сможем помочь тебе, — сказали ангелы, — если ты поможешь нам. У каждого человека есть образ, живущий в нашем, высшем мире, есть он и у тебя. И дана ему сила, которой нет у нас, потому что ты человек.

Много веков не приходит Спасение, потому что не можем мы войти в чертоги царя зла Самаэля и царицы зла Лилит и изгнать их оттуда. Три преграды возвели они перед нами. Разрушь их на Земле, чтобы твой образ разрушил их на Небе, и мы низведём Самаэля и Лилит на гору Сеир, а ты пленишь их силой Божественных Имён и приведёшь на Храмовую Гору, где они должны быть принесены в жертву особым ножом. Тогда и придёт Спасение.

До самого рассвета учили ангелы Йосефа и его учеников, что делать и куда идти. А наутро пошли те обратно в Цфат, чтобы подготовиться к путешествию, и оттуда пустились в далёкий путь к горе Сеир.

***

Много дней шли Йосеф и ученики, как вдруг в одном пустынном месте выбежала им навстречу большая стая огромных чёрных собак. Глаза их горели, скалились огромные жёлтые зубы, собаки неслись быстро, как ветер. Спасения не было, путников ожидала страшная смерть.

— Вспомните, что сказали ангелы, — спокойно сказал Йосеф. — Владыки зла знают, что мы идём, и решили нас напугать.

Он поднял руки, произнёс заветное Имя, и стая чёрных псов, поджав хвосты, кинулась наутёк.

Долго шли они дальше, пока не дошли до огромной горы от земли до неба. Гора тяжко вздымалась надо всем вокруг и казалась более древней, чем сам мир, а её вершина была покрыта шапкой никогда не тающих снегов. Можно ли было поверить, что человек способен разрушить эту гору в один миг силой слов?!

— Вот и первая преграда, — сказал Йосеф ученикам.

Он поднял руки, произнёс второе заветное Имя, и гора исчезла как наваждение, будто и не было её здесь никогда.

Снова шли Йосеф и ученики много дней, пока не пришли на берег бескрайнего тёмного океана.

— Вот и вторая преграда, — сказал ученикам Йосеф.

Он поднял руки, произнёс третье заветное Имя, и тёмные воды рассеялись, будто туман под лучами солнца.

Долгим и изнурительным был путь Йосефа и его учеников, пока они не пришли к железной стене от земли до неба.

— А вот и последняя преграда! — сказал ученикам Йосеф.

Он достал из дорожного мешка нож, на лезвии которого выбил Великие Имена Господа, и провёл им по стене, вырезая в ней невысокий проход. Как только он закончил, железные блоки между тремя проведёнными им линиями исчезли, и появилось отверстие. Йосеф шагнул в проход первым, за ним один за другим прошли ученики. Но один ученик замешкался, и железная стена сомкнулась, сжав ему ногу.

-Рабби! — закричал несчастный. Увидев, что случилось, Йосеф быстро подбежал к стене и разрезал железо вокруг ноги ученика. Тот быстро выдернул ногу, и они пошли дальше.

Теперь дорога не заняла много времени: через несколько дней Йосеф с учениками подошёл к горе Сеир, на вершине которой виднелись зловещего вида руины.

К вечеру Йосеф и ученики вошли в полные теней развалины древних стен и сразу услышали далёкое рычание и ужасающий вой. Они побрели прямо на эти ужасные звуки, и вскоре им навстречу из густых теней выступили две огромные собаки, чёрные, как сама тьма, с горящими глазами, слюна капала с их обнажённых клыков. Это и были повелители зла, Самаэль и Лилит, низвергнутые из своих небесных чертогов высшими ангелами и принявшие обличье собак.

Йосеф и его верные ученики пережили столько испытаний и столько времени очищали свою душу и тело, что в них не осталось ни капли страха: смело извлекли они из дорожных мешков исписанные Именами свинцовые ошейники и покрытые заклинаниями цепи и верёвки и, читая молитвы, мгновенно окружили двух чудовищ. Быстро надели они ошейники на двух скулящих и рычащих от ужаса тварей и связали их. Как только это было сделано, Самаэль и Лилит сразу же превратились в страшных и прекрасных мужчину и женщину, обнажённые тела которых были покрыты бесчисленными глазами.

Радостными криками огласились древние руины, Йосеф и его ученики плакали и смеялись от восторга, упивались своей победой. Понуро, с залитыми слезами гордыми лицами стояли повелители зла.

Йосеф и его ученики с двумя пленниками, не медля ни минуты, тронулись в путь к Храмовой Горе, где демоны должны были быть умерщвлены, чтобы пришло долгожданное Спасение.

Они шли и шли, и вдруг демоны стали горестно рыдать, жалобнее всего — Лилит.

— Накорми нас хоть чем-нибудь, утоли наш голод, позволь нам поддержать свои силы! — умоляли они Йосефа, но тот оставался глух и всё быстрее в нетерпении гнал их вперёд и вперёд.

— Мудрейший из людей, — взмолился через некоторое время Самаэль, — наш повелитель и хозяин! Ты можешь делать с нами все, что тебе заблагорассудится, и тебе нечего нас опасаться: мы надёжно связаны и при нас нет ни нашей свиты, ни капли нашей прежней силы! Что же сможем мы тебе сделать?! Но пойми, глубоко познавший Тайное Знание — мы изнемогаем! Находясь в своих небесных чертогах, мы ни в чём не нуждались, питаясь Светом Божественного Присутствия, дарующим жизнь всякой твари. Но сейчас, низвергнутые и связанные, лишённые Божественного Света, мы страдаем от жажды и голода, которые ты, при всей своей мудрости, даже не в силах себе представить. Пусть нас ждёт смерть. Пусть! Но не мучай нас, сжалься! Дай нам хоть что-то, чтобы утолить этот голод!

Так рыдали и причитали Самаэль и Лилит, но Йосеф с учениками продолжали, не задерживаясь, вести их всё дальше и дальше.

Внизу среди погруженных во тьму холмов горели огоньки далёких селений, ветер доносил запах пищи, животных, сладкий запах цветов и ночных трав, той земной жизни, неразрывно смешанной с греховной сутью мира, что уже никогда не будет прежней, когда они закончат своё путешествие.

Когда Божественный Свет затопит мироздание, как затопили мир воды Потопа, не останется никаких теней, и ничего, в чём есть хоть капля тьмы. Не будет рассветов и солнечного утра, ведь не будет и ночей, не будет дремучих лесов, не будет сладких ночей любви, потому что тот, кто любил, знает, как много тьмы и боли есть в любви. Да и материнской любви не будет, потому что не будет рождения, ведь нет рождения без смерти.

Можно вырастить прекрасный сад, если щедро поливать его сладкой водой. Но если затопить…

— Если нельзя нам ни есть, ни пить, — с печальной безнадёжностью прошептала вдруг Лилит, — может, Рабби даст нам хотя бы понюхать кусочек благовония, чтобы хоть так смогли мы подкрепить свои силы?

Услышав это, Йосеф вдруг остановился. Он снова посмотрел вниз, на готовую скоро пропасть без следа человеческую жизнь, и словно во сне опустил руку в дорожный мешок. Ученики с безмолвным ужасом смотрели, как он медленно достал из него немного ладана, отломил малюсенький кусочек и протянул демонам.

В тот же миг из глаз Самаэля вырвалось пламя и окутало ладан, а его ноздри жадно втянули благовонный дым. А затем демоны захохотали и разорвали цепи и верёвки, сорвали ошейники, а Самаэль воскликнул:

— Господи, ты видел: этот человек воскурил мне благовоние, мне, а не Тебе, как ты заповедал!

Вся сила вернулась к демонам, и чудовищами из их свиты наполнилось всё пространство вокруг. Поняв, что всё пропало, и узрев ужасных тварей, трое из учеников Йосефа тут же отдали Богу душу, а двое лишились рассудка.

Сам же он, потерянный и разбитый, побрёл прочь и через несколько дней также оставил этот мир.

——

* Примечания к легенде «Великое деяние Рабби Йосеф делла Рейна»

Сказка о деянии Рабби Йосефа делла Рейна — это сюжет, прошедший через всё еврейское средневековье. Есть три основных варианта этой легенды. Я выбрал самый древний и короткий, оставляющий деяние без комментариев, потому что считаю — оно должно остаться без комментариев.

Самый знаменитый и сюжетно богатый вариант — это так называемый «вариант Наварро» написанный в XVI веке. Согласно этому варианту, Сатана бросил Йосефа на огромное расстояние, но Лилит спасла его от смерти и стала его покровительницей, поскольку разглядела в его душе семя зла. И действительно, Йосеф превратился в чёрного мага, путешествующего по свету, повелевающего демонами и похищающего красавиц. Его последней добычей стала Дольфина, королева Франции, самая красивая женщина на земле. Каждую ночь демоны приносили Дольфину в тайный дворец Йосефа в Провансе, но королеве удалось похитить кубок, по которому придворные астрологи вычислили местоположение дворца, и король послал туда стражу. Однако Лилит предупредила колдуна, и тому удалось бежать, спрятавшись в пещере на побережье. Здесь он пожелал, чтобы демоны принесли ему самую красивую женщину всех времён, Елену Троянскую. Та явилась в виде скелета, который стал преследовать Йосефа, пока он не упал с обрыва в море и не утонул. После смерти его душа была в наказание воплощена в большой чёрной собаке.

Есть ещё один вариант, согласно которому знаменитый еврейский мистик Рабби Ицхак Лурия встретил чёрного пса, в котором сразу распознал Йосефа делла Рейну. Йосеф умолял вызволить его, но это было не по силам даже такому великому мистику и праведнику, как Ицхак Лурия: грешнику было суждено отбыть наказание, пройдя через тысячу перерождений, собака была лишь первым из них.

Все эти более поздние сюжетно богатые линии не были мной использованы, потому что они извращают первоначальный посыл легенды, превращая Йосефа делла Рейна из подвижника, которому существование зла в мире причиняло страдания, в обычного гордеца.

Почему же Йосеф совершил ошибку? Почему пожалел демонов? Ведь он был великим мистиком. Есть множество вариантов ответа на этот вопрос.

Моя версия, нашедшая отражение в тексте, заключается в том, что он понял: если Спасение придёт не естественным путём, знакомый ему мир, за который он боролся, изменится, в нём не останется всего того хорошего, что неразрывно связано со злом и могло бы преобразиться в ходе мирового процесса, а теперь будет просто стёрто.

Перевод Юрий Дайгин