«Все мы родом из детства» — писал Антуан де Сент-Экзюпери. А детство неизменно ассоциируется со сказками. Они сопровождают ребенка с самого рождения и не оставляют во взрослой жизни. Сказка воспитывает и учит, знакомит ребенка с жизнью.
Психологи рекомендуют читать маленькие стихотворные сказки детям с рождения, а еще лучше во время беременности. Ведь научно установлено, что во время внутриутробного развития у ребенка уже формируется слух, и он слышит голоса, звуки. Таким образом малыш узнает мамин голос еще с первых минут рождения.
Почему именно стихотворные? Малышам легче воспринимать ритмизованный текст, чем прозаический. Такие сказки помогают отвлечь малыша, успокоить и настроить сон. А уже с 4 месяцев можно демонстрировать изображения в сказках, конечно же, подробно рассказывая малышам кто там изображен. Первые сказки обычно о животных. Котики, собачки — те персонажи, которых можно встретить на улице, звукоподражания их легко повторить.
Сказка — сильнейший психологический мостик между вами и ребенком, она позволяет установить тесную эмоциональную связь, которая так важна в первые месяцы развития малыша.
Стоит обратить внимание, что детям разного возраста нужны разные сказки. Если для младенцев — это преимущественно простые и стихотворные истории о животных, то для старших детей становится важным сюжет сказки. И именно здесь в сказке раскрывается еще одна миссия — показ социальных ролей в этом мире, рассказы о добре и зле, поступках главных героев.
Сказка учит ребенка анализировать и сравнивать, воспринимать окружающий мир. Она готовит детей к взрослой жизни со всеми ее радостями и опасностями. Именно поэтому очень важно со старшими детьми обсуждать прочитанное, оценивать поступки главных героев, события, спрашивать отношение детей к тому или иному явлению. Таким образом происходит не только речевое развитие, но и глубокий психологический самоанализ, улучшается умение ребенка высказать свое мнение, свое видение.
Когда ребенку читать сказки? Обычно, чтение сказок ассоциируется с «сказкой на ночь», которая приобретает ритуальное значение. Это дисциплинирует ребенка и позволяет ориентироваться ей в своем распорядке дня. Однако, день — это также время, чтобы послушать что-то полезное и интересное, главное, знать меру и не перегружать ребенка своим чтением.
Во время чтения родителям нужно обратить внимание на несколько моментов:
Не должно быть отвлекающих предметов, чтобы у ребенка не рассеивалось слуховое внимание, но полезно использовать вспомогательные средства по теме. Это может быть пальчиковый театр или просто иллюстрации к тексту;
При чтении важно четко произносить слова без сюсюканья с самого рождения;
Важно подбирать тексты в соответствии с возрастом ребенка, для самых маленьких лучше — народные сказки, для детей постарше — авторские книги;
Во время чтения меняйте голос в зависимости от главного героя, добавляйте своем чтению различных эмоциональных оттенков чтобы держать внимание ребенку на сюжете.
Альтернативой маминого или папиного чтения могут служить аудиокнига. Однако, не стоит этим злоупотреблять, ведь никто и ничто не сможет заменить родительский голос.